28 марта 2016
Может показаться, что бояться нечего и движение к минимализму в дизайне идет уже давно. Да, но речь пойдет не просто о модном стилевом решении (которые в дизайне иногда подаются под соусом UI/UX) — Zero UI полностью меняет парадигму дизайна. Шеф-дизайнер Сергей Попков рассказал о том, что это такое, откуда появился термин и к чему в конце концов придет веб-дизайн.
Сам термин предложил Энди Гудман, дизайнер Fjord. Явление очень точно описывает фраза:
Дизайн Zero UI — это дизайн невидимых интерфейсов.
Когда мы говорим «дизайн» или «интерфейс» в контексте Zero UI, речь идет скорее не о веб-дизайне. А о дизайне в широком смысле слова: дизайне продукта, промышленном дизайне. Том самом, который переводится как «проектирование», подразумевает изобретательские компетенции у дизайнера, а не просто наличие навыка рисовать веб-интерфейсы.
Zero UI характеризуют две главные составляющие.
Устройства, созданные людьми для повседневного пользования, прошли путь эволюции органов управления: рычаги, физические кнопки, машинный код, командная строка, графический интерфейс, тачскрин.
Последняя технология в свое время перевернула сознание дизайнеров и потребителей с ног на голову — теперь для взаимодействия с устройством нужно было на одного “посредника” меньше: в данном случае атавизмом стала мышь и клавиатура.
Но все эти интерфейсы продолжали говорить на языке машин, а не людей. Например, что предлагалось сделать человеку, чтобы лучше слышать звук из устройства:
Графический интерфейс (GUI) остается таковым и на экране десктопа, и на тачскрине планшета. Его суть не меняется, как не происходит никаких радикальных сдвигов в плане удобства пользования.
Zero UI — самый естественный способ управлять устройством. Иными словами, это touchless tech, интерфейс без видимой части интерфейса. Из самых известных примеров таких интерфейсов: Microsoft Kinect и Apple Siri, управление жестами и голосом соответственно.
Вторая составляющая Zero UI: упреждающие технологии
Отсутствие визуальной части интерфейса — это только внешняя сторона Zero UI. Внутренняя сторона подразумевает, что часть действий совершается за пользователя, так как устройство “угадывает” его желания.
На самом деле, конечно, ни о какой магии речи не идет, всё вполне приземленно: Big Data, персонализация и машинное обучение.
Интеллектуальный термостат Google Nest запоминает распорядок дня жильцов дома, определяет, когда они уходят и приходят — чтобы автоматически регулировать подачу тепла. При этом у Nest есть и обычный тач-интерфейс для ручной настройки.
Подобные устройства уже не воспринимаются как научная фантастика. Это стало возможным благодаря ряду предпосылок — как в сфере технологий, так и в области самого дизайн-подхода.
Краткий список основных технологий и тенденций в дизайне, которые в итоге сделали появление Zero UI неизбежным (в скобках примеры):
Технологии
Дизайн
Обесценивание графической части дизайна вместе с одновременным ростом ценности проектирования интерфейса. Сильная пре-аналитика, концентрация на удобстве пользователя и использование технологических возможностей.
Казалось бы, то же самое говорили много лет назад: когда вдруг в сфере веб-разработки появился термин “юзабилити”, а потом UX. Однако по факту у большинства веб-продакшенов за этими словами не стояло ничего: дизайнеры создавали решения “из головы”, глубокий научный подход и аналитика не были нужны, так как потребность клиента формулировалось просто: “хотим новый сайт”.
Мы подобрались к теме веба.
Влияние парадигмы Zero UI на веб-дизайн — это, в первую очередь, не бесконтактное управление, а именно предиктивность в дизайне. Та часть, о которой мы упоминали ранее: большие данные, персонализация веб-сервиса под конкретного пользователя. Немного раскроем тему на примерах.
Смысл Zero UI в веб-дизайне — предугадать, что пользователь хочет сделать и переместить его сразу в середину пользовательского сценария.
Можно было бы приводить примеры очень долго и из самых разных отраслей: приложения-навигаторы, онлайн-магазины, сервисы заказа такси и доставки.
Веб-сервисы, отвечающие принципам Zero UI выполняют часть пользовательских сценариев “про себя” — это делает процесс взаимодействия с ними быстрым, удобным и в итоге существенно повышает лояльность клиентов: пересаживаться на веб-сервис с “ручным управлением” после них не хочется.
Строить прогнозы — штука неблагодарная, они почти никогда не сбываются. Одно очевидно: Zero UI сегодня выглядит наиболее логичным решением всех наболевших проблем в проектировании интерфейсов. Да и просто данью современному ритму жизни: когда секунды производительности заставляют отказаться от пользования сервисом.
Одними интерфейсами дело не ограничится: стоит ожидать, что названные технологические предпосылки будут находить всё более широкое применение в digital-кампаниях. Сегодня полноценная digital-кампания — это уже не “сайт + промо-приложение + продвижение”, бизнес идет к осознанию ценности самого сервиса, а это значит — к трансформации бизнес-процессов. Zero UI — тренд, меняющий сам подход к дизайну. Теперь гипотезы основываются не на опыте конкретного человека и его предположениях, в основе — точные бизнес-показатели, аналитика, постоянное тестирование этих гипотез. Дизайн становится самообучающимся механизмом, а дизайн-команда — прежде всего аналитической командой, меняющей процесс дизайна и процессы самого бизнеса.
Чтобы дать пользователям сервис, откалиброванный специально под них. С персонализацией и по канонам Zero UI.