24 мая 2018

Кому и зачем нужны юзабилити-тестирования

Юзабилити-исследования работают с интерфейсом, дизайном и продуктом в целом. Опытные пользователи сервиса дают обратную связь не только по цвету сайта и размеру кнопок, но и по программам лояльности, работе офисов и служб поддержки. При тестировании госсайтов, например, готовьтесь услышать про опыт записи в детсад и поликлинику, работу МФЦ и реновацию. Эти данные помогают расположить и приоритезировать информацию в интерфейсе.

Кому

Знать о юзабилити-тестированиях и уметь их проводить важно всем участникам разработки веб-продуктов. Наиболее очевидные группы, на которые ориентируются при проведении — дизайнеры и проджект-менеджеры со стороны разработчика и заказчика.

Дизайнер

На ю-тестах может проверить гипотезы и вопросы, а также посмотреть на продукт отрезвляющим взглядом пользователя, которому неудобно в получившемся творческом космосе.

Менеджер

На юзабилити-тестах лучше понимает, как продавать и презентовать свой продукт, кто является ЦА, что ей нужно и как ей это дать. На более поздних стадиях с прототипами и макетами на ю-тестах оценивают, насколько воплотили в реальность ожидания пользователей с первого этапа.

Бизнес

Активно включается в тестирование — ему важно понимать и свою ЦА, и диджитал-аудиторию, которые могут отличаться. Порой гиганты отрасли задумываются об этих различиях только тогда, когда приходит UX-исследователь и выпытывает: на кого ориентировались при создании сайта и кого звать на тестирование. Маркетинговые отделы, которые отвечают за исследование клиентов, почти не выходят за рамки оффлайна или не способны грамотно объединять разные среды коммуникации.

Почему и зачем

Понимание аудитории сайта важно не только для продажи продукта, но и для его развития. При запуске нельзя знать все цели, для которых будут использовать продукт. Это “воркэраунды” — их находят пользователи, но они не были заложены разработчиками.

Знали ли создатели Твиттера, что его будут использовать для мобилизации революций? Знали ли в Яндекс Навигаторе, что водители будут использовать комментарии о ДТП, как чат?

Выявление новых продуктовых потребностей, их приоритезация, кросс-канальность с другими продуктами и уровнями компании, путь возвращающегося пользователя — все это раскрывается вопросами проектирования и дизайна сайта. А значит — и инсайтами из юзабилити-тестирования.

Из Яндекс.Метрики и Google Analytics можно получить основные данные по поведению пользователей. Но на большинстве сайтов счетчики установлены и настроены неправильно. Также эти сервисы не всегда выдают корректную информацию по полу/возрасту/интересам или дают данные, доступные для однозначной интерпретации.

Да, на страницу зашли 3 млн человек. Это из-за того, что к ней с главной страницы ведет большой баннер? Или люди правда заинтересовались услугой? Или они путают ее с другой похожей услугой?

 

К тому же, на стадии тестирования прототипов аналитики нет вообще. Поэтому важно проводить ю-тестирования на пользователях. При этом без количественного подтверждения ю-тесты останутся в сферическом вакууме — неспособными для обобщения на всех посетителей сайта.

Некоторые компании используют юзабилити-тестирования для подтверждения гипотез, которые появились в ходе экспертного аудита сайта. Мы работаем с другой стороны — используем ю-тесты для формирования гипотез, которые затем проверяем с помощью количественных данных: опросов и А/Б тестов.

С помощью экспертного мнения мы выбираем сценарии для тестирования. На стадии их формирования незаменимы Google Analytics и Яндекс.Метрика. Они дают возможность представить основное соц-дем распределение, посмотреть наиболее популярные сценарии и основные проблемные места целевых воронок, которые стоит уточнить в ю-тестах.

Юзабилити-исследования дают самые удивительные инсайты, которые не приходят ни в наши профдеформированные головы, ни в головы заказчиков, которые видят свой продукт 24/7. При этом качественные данные всегда могут жить только в рамках ограниченной выборки и не распространяются за ее пределы. Именно поэтому мы идем от экспертной оценки к ю-тесту, а потом к А/B тесту.

Распространять результаты любых качественных исследований надо осторожно. Формирование общей картины исходит из понимания пользователей: их биографической информации, компьютерных навыков, опыта использования конкретного продукта.

От понимания контекста, из которого исходит мнение людей, зависит вычление релевантной для продукта информации. Например, некоторые категории пользователей онлайн-супермаркета могут плохо владеть техникой drag-and-drop, но это не значит, что от нее нужно отказываться в интерфейсном решении.

Это значит, что нужно улучшать процесс онбординга и обучения пользователей. При этом слово “виджет” в обучающем блоке государственного сайта вызывает вопросы у посетителей. Не потому, что это плохое слово или решение — контекст государственного сайта предполагает, что он будет максимально прозрачен для всех уровней пользователей.

Юзабилити-исследования дают контекст использования и рекомендации по улучшению дизайна и продукта. Но хорошо работают они только в паре с А/Б тестами — сами по себе ю-тесты не дают количественной и статистической оценки аудитории и гипотез.

Дальше — большe

Идеи, которые нас вдохновляют, видео-интервью и переводы исследований, которые были нам полезны в процессе работы.

5 июля 2016

Будущее брендинга — это дебрендинг

6 апреля 2018

Krijn Rijshouwer: о Framer, коде и будущем дизайнеров

aic

2 ноября 2017

Семь советов по тестированию пользователей с ограниченными возможностями

aic

12 февраля 2018

Цвет и контраст — 2 важнейших элемента доступного дизайна

aic

16 мая 2016

Скрытые функции: что нужно знать о Conversational UI

28 марта 2016

Веб-дизайн в прошлом. Знакомьтесь, Zero UI