18 октября 2017

Минимально жизнеспособное дизайн-портфолио

За последние несколько лет мне довелось просмотреть десятки портфолио в области продуктового дизайна. В связи с этим я задумался: а как должно выглядеть хорошее портфолио дизайнера?

Прежде всего, хочу сердечно поблагодарить всех, кто присылал нам свои портфолио: от начинающих дизайнеров до самых опытных профессионалов. Пожалуйста, присылайте нам свои портфолио, а если хотите научиться делать их классно — следуйте советам из этой статьи.

Бывает сложно передать истинную суть работы дизайнера. Предположим, вы  — продуктовый дизайнер и работаете в большой продуктовой команде. Единственный видимый результат вашей работы — это несколько кнопок в интерфейсе, который и так перегружен. Или вы так заняты на работе, что у вас просто нет времени на глубокую проработку портфолио. Как лучше всего представить свою работу? Это не обязательно должен быть насыщенный контентом сайт или длинная PDF-ка на 30 минут внимательного изучения.

Большинство портфолио можно разделить на два лагеря:

1. Безупречное портфолио на Dribbble

Первый лагерь — это портфолио на Dribbble с красивыми картинками и изометрическими макетами экранов под iPhone. Такое портфолио — отличный вариант для тех, кто позиционирует себя как UI или визуального дизайнера. Но, как мы знаем, продуктовый дизайн шире, чем просто эстетика: в нем принципиально важно учитывать, как все работает на уровне фундамента. Важно уметь ответить на вопрос, какие задачи решаются и почему важна архитектура системы, организация и взаимодействие разделов, понятийный аппарат, UI-паттерны. Dribbble не дает возможности все это передать. Ставка делается на визуальную презентацию, красивые цвета, иконки и типографику, а реальные проблемы бизнеса, которые решает дизайн, обычно остаются за бортом.

2. Детальный анализ проекта

Другой лагерь — это портфолио, которые долго и слишком подробно описывают процесс работы над дизайном продукта. Автор упоминает несколько модных в области продуктового дизайна терминов и иллюстрирует каждый проект прикольными “закулисными” фотографиями процесса: стикеры, скетчи от руки и т.д. Обычно эти фотографии не несут никакой реальной ценности: они призваны показать, что дизайн — это сложный, циклический процесс, вот вам стикеры в доказательство. Такое дизайн-портфолио — как фонарный столб для пьяного: служит скорее опорой, а не освещением.

По моему опыту, лучшие дизайнерские портфолио содержат в себе просто список ссылок на проекты дизайнера, а также отдельные скриншоты и короткие, емкие описания.

Они вкратце рассказывают:

  • Что представляет из себя продукт, какую проблему решает и почему;
  • Если над проектом работала команда, то в чем был вклад автора портфолио;
  • В чем интересная особенность конкретной проблемы/процесса/решения.

Реальные ссылки дают возможность рассказать о рабочем продукте намного подробнее красивых картинок. Часто оказывается, что рабочий продукт гораздо лучше, чем статичные экраны из портфолио.

  • Продукт говорит сам за себя. Кто угодно может зайти на сайт продукта, в приложение или хотя бы посмотреть видео, чтобы увидеть, как он выглядит и работает;
  • Если речь идет о стартапе, построенном на продукте, важно увидеть не придуманный дизайн продукта, а его реальное исполнение;
  • Детали процесса проектирования можно обсудить позже. На начальном этапе важны результаты.

Вот, к примеру, несколько моих любимых портфолио. Они не стремятся поразить нас визуальными эффектами, не вываливают на читателя тонну мелких деталей, но в них достаточно информации, чтобы “распробовать” продукт, над которым работал дизайнер.

Brandon Walkin

Erin Nolan

Gabriel Valdivia

Bobby Giangeruso

Sergey Surganov

Текстовое портфолио по почте

Конечно здорово, когда в портфолио есть картинки или видео, но на крайний случай подойдет простое портфолио с текстами и ссылками.

Когда я устраивался на работу в Intercom на должность Design Lead, у меня было очень старое портфолио, и совершенно не было времени, чтобы его обновить. Я решил воспользоваться правилом 80/20 и предложил просто прислать ссылки на свои недавние работы. К счастью, команда по набору персонала согласилась.

В итоге я просто прислал письмо с таким текстом:

“Похоже, я переоценил свои силы и не успею подготовить портфолио к концу недели. Я перечислил некоторые свои работы прямо в этом письме (как вы и предложили), чтобы ускорить наш процесс, пока я работаю над портфолио.

Итак, недавние проекты, над которыми я работал:

1. Яндекс Браузер [ссылка]

По сути, это веб-браузер под все платформы на базе движка Chromuim. В составе небольшой команды я работал над пользовательским опытом и визуальным дизайном с самого начала процесса.

В ноябре 2014 года мы представили альфа-версию с полностью обновленным дизайном [ссылка]

Вот видео продукта: [ссылка]

Запуск продукта стал громким событием в СМИ, о котором писали крупные издания: [ссылка] [ссылка]

Я был ведущим дизайнером и идеологом проекта.

2. Яндекс Лончер [ссылка]

Вот еще обзор от TNW: [ссылка]

Я руководил командой по дизайну и дизайн-процессом

Вот небольшой сайт об этих продуктах для производителей смартфонов [ссылка]

Надеюсь, это даст вам представление о моей работе. Все еще надеюсь показать вам свои работы подробнее в портфолио, но не уверен, когда именно смогу его подготовить — в Яндексе у меня очень много работы. Возможно, придется брать выходной для работы на портфолио :)”

 

Конечно, в итоге я гораздо подробнее рассказал о процессах работы продуктовой команде Intercom, но этого простого письма было достаточно, чтобы начать общение — а ведь в этом и есть вся суть портфолио.

Если вам не довелось поработать над всем известными продуктами, такое портфолио может сработать. Для начала дайте несколько ссылок на ваши продукты с краткими описаниями. Можно пойти немного дальше и рассказать о проблеме, которую вы решали, как вы ее выявили, и чем интересно ваше решение. Эта информация скажет о продукте гораздо больше, чем модные скриншоты или мегадетальные описания процесса.

Так что, если вы хотите прислать нам свое простое портфолио со ссылками на работы, милости просим. У нас есть вакансии.

 

 

Дальше — большe

Идеи, которые нас вдохновляют, видео-интервью и переводы исследований, которые были нам полезны в процессе работы.

14 сентября 2016

Дуплекс в веб-дизайне: обзор цветового тренда, который захватывает мир

17 октября 2016

В поисках идеального кейса или топ-10 советов как это сделать

21 сентября 2016

Сможет ли искусственный интеллект решать сложные творческие задачи?

19 сентября 2017

Комплексная дизайн-система

21 июня 2016

Бихевиористский подход к дизайну

15 сентября 2017

Как Netflix использует аналитику для подбора фильмов, создания контента и принятия многомиллионных решений