11 декабря 2017

Как UX-дизайнеру успешно пройти собеседование в топовую компанию?

Недавно в качестве упражнения я принял участие в исследовании Affinity Mapping (метод Диаграммы сродства. — Прим. ред.) с участием добровольцев. Его цель — создать руководство по выживанию для магистерской программы по человеко-компьютерному взаимодействию в Технологическом институте Джорджии. Классифицируя руководящие принципы карьерного роста, я наткнулся на вопрос респондента:

 

«Чего компании хотят от кандидатов на позицию UX-дизайнера?»

Как только я его увидел, мне показалось, что я задавался ровно тем же вопросом на первом семестре, когда подавал заявки на стажировки по специальности UX-дизайн. Я попытался найти статьи на эту тему, прочитать обсуждения в UX-пабликах и поговорить с профессионалами в области дизайна, но эти усилия почти ничего не прояснили. Пока я напряженно учился, копать глубже в этом вопросе у меня не было времени. И тогда я так и не узнал, какие качества должен демонстрировать кандидат во время собеседования на соответствующую позицию.
Наконец сейчас, на втором курсе магистратуры, я преодолел этот этап неопределенности. Собственный опыт собеседований в нескольких компаниях позволил мне принять определенную позицию в этом вопросе. Я понял, что у каждой компании, где меня интервьюировали, были разные ожидания и разные критерии оценки кандидатов. Факторов, которые имеют значение во время собеседования, немало: команда, которая вас собеседует, потенциальный проект, над которым вы будете работать, ваши навыки, культура компании, позиция, опыт, навыки самого сотрудника, который вас интервьюирует, и прочее. Все эти факторы задают критерий оценки. В этой статье я расскажу то, что узнал из своего опыта собеседований в компаниях Google, Apple и Salesforce.
Информация, которой я делюсь, основана исключительно на моем опыте и моей точке зрения. Конечно, опыт кандидатов может отличаться.

Google — Дизайнер взаимодействия

Google уже шестой год подряд считается лучшей компанией для работы по мнению Fortune. Только за прошедший год компания выросла во много раз. Кроме того, у Google есть постоянная практика найма стажеров UX / Interaction Design для самых разных проектов: от Daydream (VR-платформа) до Project Sunroof (анализ потенциала экономии солнечной энергии). Я прошел собеседование и выяснил, что Google ценит следующие характеристики:

# 1 Любопытство и желание учиться новому

Будьте в курсе того, что происходит в мире дизайна

UX-дизайн — молодая и динамичная область, которая постоянно ищет новое определение себя. Дизайн-команды из известных компаний и дизайнеры, работающие поодиночке, постоянно вносят вклад в дизайн-сообщество, экспериментируя и стандартизируя новые паттерны. Я думаю, что молодые дизайнеры просто обязаны приложить все усилия, чтобы быть в курсе недавнего бума в нашей индустрии. Из моего опыта могу сказать, что знания, полученные в школе, ориентированы на исследования и ограничиваются курсами. Я нахожу очень полезным еженедельно выделять время специально, чтобы изучать мир дизайна сегодня.

Моя личная подборка полезных ресурсов:

Работайте с дизайнерами / разработчиками с самым разным бэкграундом

UX-дизайн — это поле, где вы найдете людей с самым разным багажом знаний из смежных дисциплин и не только. Взять к примеру программу, по которой я учусь, — у нас есть студенты с факультетов компьютерных наук, науки о данных, психологии, маркетинга, промышленного дизайна, литературных медиа, анимации, графического дизайна и прочее. Уметь работать в команде и слушать других — способность, которая становится ключевым отличием успешного UX-дизайнера. Я счастлив, что вуз дает возможность работать вместе с талантливыми студентами из самых разных областей — это нельзя упускать. Чем больше вы работаете с людьми с бэкграундом, отличным от вашего, тем больше перспектив вам открывается, и этот путь приводит только к одному результату — вы становитесь круче в UX-дизайне.

Как этого достичь?

  • Запишитесь на курсы, перекрестные с другими специальностями. Они особенно хороши, если включают в себя совместный проект, который длится целый семестр. Это даст вам возможность плотно работать с магистрами и аспирантами другого профиля, имеющих совершенно иной угол зрения в проекте.
  • Участвуйте в хакатонах! Я понимаю, что большинство участников приходят с конкретной командой, с которой они уже сработались и которой доверяют. Тем не менее, я бы предложил хотя бы один раз попробовать испытать неизведанное! Создайте команду прямо на мероприятии, с людьми, которых вы никогда не встречали раньше. В этом процессе вы научитесь доверять незнакомым людям, эффективно общаться и работать вместе, чтобы решить проблему. Серьезно, попробуйте один раз и поделитесь потом впечатлениями в комментариях.

Вопросы для подготовки к собеседованию:

  • Какой из последних дизайн-трендов кажется вам привлекательным?
  • Почему, по вашему мнению, он популярен?
  • Как он влияет на пользовательский опыт?
  • Если бы у вас был шанс скорректировать этот тренд, чтобы сделать еще лучше, то как бы вы поступили?
  • Как вы следите за последними новостями и трендами дизайна? Чему вы учитесь в процессе и как применяете новые знания в своей практике и подходе?
  • Работая над [проект из вашего портфолио], какие новые инструменты вы освоили для достижения лучшего результата? Как этот инструмент отличается от других в нашей индустрии?

# 2 Учитесь делать критический дизайн-обзор

Почему это важно?

Google — огромная организация с более чем 72 тыс. сотрудников. Согласно информации, полученной от моих знакомых из Google, в компании развита культура обратной связи — каждый может поделиться своей точкой зрения о работе других рабочих групп. Люди, которые проводят собеседование, заинтересованы в том, чтобы узнать ваше отношение к критике и отзывам о вашем проекте. Это просто способ понять, сможете ли вы разделить культуру открытого фидбэка, принятого в Google.

Критика может быть комфортной

Google уделяет большое внимание налаживанию эффективной совместной работы. Проект Google Aristotle занял два года исследований, целью которых было понимание, как устроена идеальная команда. Главный ключ к ее созданию — психологическая безопасность. Члены команды должны чувствовать себя комфортно, высказывая свое мнение. Стоит принять критику как неотъемлемую часть продуктивного дизайн-процесса. Мне нравится вот этот твит от Адама Коннора:

“Критика — основа сотрудничества … Критика — это не навык дизайна. Критика — это важнейший жизненный навык”, —

Адам Коннор, дизайнер в MadPow.

Все большее число команд в мире делает критические сессии стандартной практикой в дизайн-процессе. Неоценимо уметь критиковать проекты других людей и переваривать и принимать критические замечания в свой адрес. Стоит попрактиковаться.

Вопросы для подготовки к собеседованию:

  • Были ли какие-либо трудности, с которыми вы столкнулись в команде, работая над [проект из вашего портфолио]? В чем была трудность? Что вы и члены вашей команды делали в этой ситуации? Как разрешилась ситуация?
  • Представьте, что вы работаете в Google. Один из сотрудников пришел и сказал вам изменить цвет кнопки на желтый. Что вы будете делать в этой ситуации?
  • Что вы делаете, чтобы получить обратную связь и узнать стороннее мнение о своих проектах? Как вы анализируете обратную связь? Как вы учитываете полученный фидбэк?

Дополнительно: Процесс подачи заявок на стажировки в Google UX

  • В Google строгий дедлайн подачи. Я бы рекомендовал подавать заявку на раннем этапе — так у рекрутеров больше времени ознакомиться с вашим профилем и перейти к следующему этапу.
  • Если ваше портфолио выбрали, вы попадете в пул претендентов, из которых команды в Google, желающие нанять стажеров, могут выбирать.
  • Далее вы ожидаете письма с приглашением на собеседование. Количество раундов интервью зависит от команды.

Apple — UX-дизайнер

Стоит ли говорить, Apple очень избирательны в процессе найма дизайнеров-стажеров. Вы вряд ли найдете вакансии для стажеров на сайте, но это не значит, что Apple их не ищет. По своему опыту могу сказать, что лучший способ войти в систему найма — посещать события кампуса Apple и отдать свое резюме при личной встрече. Именно с помощью таких событий осуществляется упорядоченный процесс рекрутинга. Ниже я описал аспекты, которые команда Apple отметила как самые важные на моем собеседовании:

# 1 Критическое мышление

Команда Apple хотела разузнать все — от того, почему я выбрал дизайн до процента непрозрачности конкретной кнопки. На курсе «Методы исследований» я приобрел твердое убеждение, что:

Хороший дизайн основан на хороших инсайтах

UX-дизайн — это процесс проектирования, основанный на проницательности. Каждое решение — об используемом методе, информационной архитектуре, конкретном макете, стратегии подачи контента, цветах, особенностях типографики и т. д. — должно основываться на инсайтах или данных, которые вы получаете из исследований. Это не только позволит найти отличное решение конкретной проблемы в вашем проекте, но также придаст вам уверенность в аргументации, что немаловажно на собеседовании. Интервьюеры из Apple — опытные ветераны в дизайне, и они сразу вас раскусят, если вы будете блефовать или придумывать причины в поддержку своих дизайн-решений (это также относится ко всем компаниям, с которыми я беседовал). Я бы предложил прочитать следующую статью, чтобы больше узнать о научных исследованиях (Research insights).

Как мне подготовиться?

  • Документируйте процесс своего проекта. Фиксируйте, на чем основан выбор определенного метода исследования, к чему приводили групповые обсуждения и каковы результаты анализа данных, к каким идеям вы пришли и почему расставили приоритеты именно таким образом.
  • Рассказывайте о проекте своим друзьям, которые работают в смежных областях: UX-дизайнерам, разработчикам, менеджерам продуктов. Попросите их быть жестокими и дать честную обратную связь о том, как вы описываете свой проект. Спросите их, понимают ли они проблему, которая перед вами стояла и кажется ли им ваше решение целесообразным, доступна ли логика каждого вашего шага. Их честный ответ и возможная критика помогут вам подготовиться к неожиданностям.

Вопросы для подготовки:

  • Почему вы провели именно это исследование? Что вы узнали от него? Почему вы решили включить в исследование именно эту базу пользователей?
  • Как вы пришли от прототипов к финальному варианту дизайна? Почему вы использовали именно этот инструмент дизайна? Как он отличается от других в отрасли и почему вы отдали предпочтение именно ему?
  • Подтвердились ли ваши гипотезы? Что вы узнали в ходе этого пропета и после его релиза?

# 2 Дизайн-исследования

У дизайнеров в Apple довольно большая ответственность, потому что они должны всецело контролировать свой проект. Несмотря на еженедельные статусы с другими дизайнерами, вам все равно придется принимать большинство дизайн-решений самостоятельно. Потому на собеседовании важно выяснить, как много времени и сил вы уделяете проблеме, проекту и исследованию прежде, чем остановитесь на конкретном решении. Обязательно расскажите о проведенных в ходе проекта исследованиях. Это покажет, что вы тщательно подходите к поиску решения. Документация процесса тут очень поможет.

Вопросы для подготовки:

  • Изучаете ли вы решения, не связанные с технологией?
  • Какие рабочие процессы вы изучили, чтобы успешно справиться с задачами вашего проекта?
  • Как вы искали и изучали подходы и варианты дизайна конкретного компонента на странице?

Дополнительно: Процесс подачи заявки на стажировку в Apple.

  • Посетите мероприятие, на котором осуществляется набор для кампусов Apple (даже если оно не для вашей группы) и поговорите с сотрудником интересующей вас позиции. Скажите, что вы очень заинтересованы в позиции стажера UX-дизайнера, предложите показать один из проектов вашего портфолио и, конечно, оставьте резюме.
  • Если какая-либо команда заинтересовалась вами, то вы получите письмо от рекрутера с дальнейшими инструкциями.
  • Скорее всего вас ждет два раунда интервью с дизайнерами, где вы подробно обсудите ваше портфолио и проблемы дизайна.

Salesforce — UX-дизайнер

В 2017 году компания Salesforce заняла 4-е место в рейтинге Fortune «Лучшее место работы для миллениалов» и 8-е место в общем рейтинге. Я стажировался там этим летом в команде «Customer Experience Tools» в качестве UX-дизайнера и получил потрясающий новый опыт и знания. Вот чего хотели от меня во время собеседования:

# 1 Собственная мотивация поможет получить широкие знания о дизайне

UX-команда компании Salesforce сыграла огромную роль в улучшении пользовательского опыта продуктов B2B, которые развивает компания. Удивительно, насколько крутой является эта дизайн-команда в своем сегменте (enterprise). Я большой поклонник дизайн-системы Lightning Design System. Этот инструмент действительно привносит в enterprise-продукты удобство, эстетику и делает их доступными. У Salesforce UX конечно все еще есть ряд аспектов продукта, где у дизайнеров не было шанса замарать руки. Но они постоянно работают над продуктом, расширяя его, и именно по этой причине они ищут дизайнеров, которые рады проявить инициативу в разных проектах. Дизайнеры, которые обладают широкими навыками проектирования для веб-систем, мобильных приложений, визуализации данных и прочее, будут органичным дополнением компании. Здесь действительно есть возможность заниматься проектами разных типов, и это делает вас гибким и многому учит. Меня в Salesforce впечатлила культура компании, и я действительно чувствую себя частью Оханы (каждый сотрудник Salesforce — член семьи, которая связана с другими). Этим летом я встречался со многими дизайн-командами, и я был приятно удивлен той отзывчивости и способности грамотно наставлять, которую я встретил здесь.

Вопросы для подготовки:

  • Какова ваша предыстория и почему вы выбрали дизайн?
  • Над чем вы работали во время дизайн-стажировок? Чему вы научились?
  • Какие области дизайна вы изучили? Как именно вы их исследовали? Расскажите про проекты в этих областях?
  • Расскажите про один проект из своего портфолио и к каким выводам и знаниям вы пришли в результате?

Дополнительно: Процесс подачи заявки на дизайн-стажировку.

Собеседование со старшим дизайнером UX-команды CX Tools — беседа сфокусирована на общих знаниях о дизайне и деталях вашего портфолио. Собеседование с менеджером команды CX Tools — здесь основное внимание уделяется выяснению ваших навыков, чтобы определить вас в конкретную команду и прояснить вашу роль в ней.

Вывод

Я рассказал про критерии оценок кандидатов на собеседованиях в Google, Apple и Salesforce. Думаю, их можно распространить и на многие другие компании. Но опять же, UX — постоянно меняющееся направление, и потребности самой дисциплины и компаний могут меняться со временем. Так что лучший совет — иметь уверенную базу, следить за тем, что происходит и адаптироваться.

Спасибо за внимание и желаю удачи!

 

Дальше — большe

Идеи, которые нас вдохновляют, видео-интервью и переводы исследований, которые были нам полезны в процессе работы.

27 июля 2018

Must read: настольные книги дизайнера

7 сентября 2016

Ask-Me-Anything: Сергей Попков

6 июня 2018

Как получить приглашение о работе в AIC и переехать в Москву

aic

4 июня 2018

Быстрые UX-исследования в Google

aic

31 мая 2018

Как найти лучшего менеджера для digital-проекта: Советы и кейсы

aic

13 июня 2018

Как улучшить ваши push-уведомления