16 апреля 2018

Как принять критику от не‑дизайнеров

Есть масса статей о том, как быть конструктивным при разборе дизайн-концепций, а также о том, как работать с критическими замечаниями, чтобы улучшить дизайн-решения. Это все статьи дизайнеров для дизайнеров. Долгие годы в профессии показали, что большинство по-настоящему важных критических сессий все же имеют место вне дизайн-команды — среди людей, которые не разбираются в дизайне ни практически, ни теоретически.

Дизайнеры создают новые итерации на основе отзывов обычных пользователей, комментариев коллег-технарей и владельцев бизнеса. А их комментарии иные, чем у коллег по цеху!

Обратная связь далеко не всегда так однозначна

В действительности, способность адекватно реагировать именно на эти отзывы и комментарии гораздо важнее для вашей карьеры, чем то, как вы реагируете на критику внутри дизайн-сообщества.

Дизайнеры часто жалуются, реагируют грубо или высокомерно, а потом —  удивляются, откуда берутся стереотипы о них!

Не-дизайнеры, конечно, поднимут ряд вопросов о ценности решения с точки зрения бизнеса, попросят ввести взаимодействия, о которых вы бы и не подумали и, возможно, предложат идею получше той, что есть у вас. Да, вы как дизайнер, жаждете признания коллег, но в конечном итоге, ваша судьба в руках не-дизайнеров и пользователей.

Вот несколько примеров критических комментариев, к которой я был не готов в свое время и — советы, как не принимать все близко к сердцу, не взрываться — и решить проблему в продуктивном ключе.

***

«Хочется что-то более попсовое»

Это общая фраза, которая означает, что кому-то не понравился ваш визуальный стиль, но он не владеет словарем эстетических категорий, чтобы внятно сформулировать критические замечания.

Вы могли бы написать ироничную статью для Designer News или запостить злобный твит.

Но лучше сделать глубокий вдох и спросить, что именно вызывает затруднения или смущает. Если ответа не последует, попробуйте сами перечислить потенциальные пробелы вашего проекта, пока не последует реакции. Спросите, может дело в навигации, или цвета недостаточно выразительны и так далее.

Скорее всего, вы увидите, что озвученные проблемы незначительны, но обнаружите, что оппонент имеет предвзятое отношение к каким-то аспектам (как только он сам поймет это, то скорее всего сам усомнится в своем первоначальном комментарии).

Ну Медиум уж точно мог бы быть попсовее

***

«Ну, на самом деле… мы это уже пробовали… это слишком сложно технически… и это не работает в нашей ситуации»

Эти знатоки того, как «на самом деле» нередко тянут нас назад. Рано или поздно каждый из нас играет эту роль!

«Знатоки» есть во всех командах. Если такой человек вас раздражает, поверьте, что его коллеги раздражаются в десять раз чаще. Как правило, эти люди утверждают, что имеют по теме глубокие знания или очень хорошо разбираются в продукте, над которым вы работаете. В действительности, они представляют какую-то расхожую устоявшуюся позицию по вопросу. То есть их мнения вполне допустимы.

Что делать, догадались? Просите еще!

Они могут дать вам детальную информацию о том, как обстояли дела в прошлом, когда они имели отношение к предмету. Как только разузнаете все, начинайте вежливо оспаривать позицию и пытаться вместе понять, как изменить ситуацию сегодня.

***

«О, а я читал, что это (какой-то элемент вашего дизайна) уже не модно»

Вот такие реплики раньше меня всерьез заботили — я начинал переживать, что что-то упустил.

Когда я стал более опытным дизайнером, то стал раздражаться от этого комментария.

Потом я стал старше и понял, что эта реплика лишь показывает желание оппонента принять участие в вашем проекте, а вовсе не ставит под сомнение ваши компетенции.

Чаще всего люди говорят эту фразу лишь потому, что хотят быть услышанными. А вот реагировать на нее сложно — вряд ли вы захотите в ответ задавать вопросы. Что точно не надо делать, так это защищаться или замолкать.

Вместо этого, я считаю, лучше всего, согласиться с комментарием и предложить вместе рассмотреть вопрос глубже.  В девяти случаев из десяти оппонент не станет развивать тему. Потому что цель реплики — сказать хоть что-то и при этом показаться здравомыслящим.

А скеоморфизм все еще в тренде, не так ли? (https://dribbble.com/shots/313834-Iphone-UI)

***

«Это очень похоже на [название другого приложения]!»

Ну с этим все просто.

Просто скажите: «Ну так это здорово! Это означает, что система будет привычной для аудитории!».

Я уже довольно хорошо отточил монолог на тему, почему уникальность не является целью крутого дизайна. Вам лучше просто согласиться с тем, что ваша работа похожа на то-самое-приложение (если же это не так, то просто примите это к сведению для себя и забейте) и сообщить, что есть и другие способы сделать так, чтобы продукт выделялся — маркетинг в помощь.

Важно помнить, что когда люди видят вашу дизайн-концепцию, то чаще всего они рассматривают ее как единственный и самодостаточный продукт работы и — ожидают, что он будет продавать себя сам, успешно найдет свою нишу на рынке, будет уникальным, востребованным и красивым предложением — вот все это сразу. Но так не бывает.

***

«Мне нравится, но нужно выяснить, возможно ли это»

Ваша цель здесь — быстро сменить тему разговора на прояснение деталей того, как вы реализуете продукт и выведите его на рынок. Самое главное в начале фразы — ваш дизайн одобрен, так что вы уже выиграли половину битвы.

Вы поняли. Конечно есть еще несколько ситуаций, с которыми вы можете столкнуться, но тактика остается прежней. Давайте быстро рассмотрим основные “приемы” работы с обратной связью от не-дизайнеров.

***

Тактика

Проявляйте эмпатию по отношению к своей аудитории

Конечно, есть и идиоты. Но профессионалы — без исключения — приходят на ревью продукта с целью сделать его как можно лучше. Как бы это ни было сложно, если вы сможете воспринимать критику, постоянно держа эту мысль в голове, то — вы будете на полпути к тому, чтобы стать приветливым дизайнером (я прошел примерно 20% пути).

Контролируйте свои эмоции

Я начинаю защищаться. Всегда защищался и даже сейчас, спустя двенадцать лет профессиональной карьеры, я все еще сознательно над этим работаю. Пауза, дыхание, глоток воды — это снизит интенсивность вашей немедленной оборонительной реакции с 10 до 2 баллов всего за несколько секунд. И сделает последующее взаимодействие более конструктивным и плодотворным для вас и самого продукта.

Никогда не используйте жаргон

Может иногда и стоит использовать жаргон, чтобы казаться умнее и круче — в средней школе. Я знаю, вы хотите произвести впечатление и блеснуть интеллектом,  но это редко выходит так, как вы представляете у себя в голове. Что еще хуже — академические термины и инсайдерский жаргон мешает другим понять ваши намерения и аргументы. Дизайнер должен уметь доносить мысль ясно, ведь дизайн — это коммуникация. Не забывайте об этом.

Попросите пояснить

Бегло озвучить выводы — это самый простой способ спровоцировать спор. Вместо этого возьмите за привычку прояснять моменты, которые не сразу очевидны. Что касается приведенных выше примеров — все эти реплики я слышал не единожды, но никогда они не значили одно и то же.

Игнорируйте вещи, которые не имеют значения

В конечном счете, вы обнаружите, что некоторые вещи совсем не так важны, как кажутся. На дизайн-ревью в среднем может быть вынесено к обсуждению 10-50 аспектов — все необходимо рассмотреть и обсудить. Если вы будете отстаивать каждый из них, то рискуете не только потерять все свои волосы, но и доверие к своей команде. Расставьте приоритеты — выделите то, что считает в системе ключевым и важным, в остальных моментах идите на компромисс.

Сделайте оппонентов соавторами дизайн-решения

Наконец, всегда поощряйте не-дизайнеров участвовать в разработке дизайн-решения. Я, конечно, не считаю, что все без исключения являются дизайнерами, но я считаю, что абсолютно все в команде продукта могут внести весомый вклад в поиск творческого решения.

В конце концов, дизайн-ревью — чуть ли не единственная возможность для не-дизайнеров участвовать в создании продукта — позвольте им это сделать 🙂

Если вы сможете побороть негативные эмоции и защитные механизмы, то оппоненты станут вашими ценными союзниками.

Я помогаю дизайнерам лучше защищать свои идеи. А в остальное время работаю в UX Power Tools над созданием дизайн-инструментов для Sketch, чтобы дизайнеры были еще круче и эффективнее!

Написать автору

 

Дальше — большe

Идеи, которые нас вдохновляют, видео-интервью и переводы исследований, которые были нам полезны в процессе работы.

18 октября 2017

Минимально жизнеспособное дизайн-портфолио

aic

19 декабря 2016

Разрушаем шесть мифов о веб-лейаутах

26 января 2017

Невероятная новость об искусственном интеллекте Google, которую вы, возможно, пропустили

10 октября 2016

«Мемфис» в веб-дизайне: как «яркий» тренд из 80-х возвращается в 2016 году

16 июня 2016

Микромоменты: руководство по успешному мобильному маркетингу

24 августа 2018

Как проводить юзабилити-тестирования

aic