2 февраля 2017

Как иконки теряют смысл в эпоху диджитализации

Писатель в своей работе полагается на универсальность языка, а дизайнер — на единое представление аудитории о тех или иных предметах.

Например, чтобы изобразить фотоаппарат, мы полагаемся на понятный всем образ старой камеры. Но сегодня уже непонятно, как выглядит камера.

В старых камерах была пленка, на которой под воздействием света фиксировалось изображение. А еще там был затвор, который открывался и закрывался с легким щелчком. Старые камеры были достаточно большими, а теперь — как и все остальное — они стали портативными, размером с ладонь.

0*ivmcFOB003vpj4LJ.

Недавно друг рассказал мне, как однажды попросил сына взять трубку. У них с женой есть стационарный телефон, потому что сотовая связь в их доме иногда работает плохо. Итак, стационарный телефон звонил, а сын бегал вокруг и не мог понять, где звонит (хотя сам аппарат был на виду). Он думал что “телефон” — это мамин айфон в оранжевом чехле. Он и представить не мог, что звонит это непонятное устройство на стене. Естественно, звонок они пропустили.

А теперь представьте, что все слова: солнечные очки, гром, континент, грусть — вдруг заменят одним новомодным словечком, которое может означать все на свете, в зависимости от контекста. Понравится это писателям? Как читатели смогут понять, в каком значении используется слово в том или ином предложении?

Именно это и происходит с дизайнерами.

Не в первый раз иконическим знакам приходится меняться под влиянием технологических нововведений. Но никогда раньше такое количество функций не сливалось в одном единственном устройстве.

Чтобы изобразить искусство (а его даже словами сложно описать однозначно), дизайнеры раньше рисовали кисточку, палитру, холст или рамку для картины. Но сейчас существует так много видов цифрового искусства! Рабочий процесс художника очень напоминает рабочий процесс банкира (просто софт другой): человек сидит у компьютера, за столом, с клавиатурой, мышью и, возможно, планшетом.

Вспоминается настольная игра The Game of Life (дословно “Игра в жизнь” — прим.перев.). Эту игру создал в 1860 году Милтон Брадли, известный своей литографией Авраама Линкольна без бороды. Однако, когда Линкольн отрастил бороду, публика потеряла к литографии всякий интерес. (Вот так и меняется смысл иллюстрации! Линкольн всегда был и будет с бородой — такой вывод мы делаем на основании его портрета, и не важно, сколько времени он действительно носил бороду).

Следующим проектом Брадли стали настольные игры. По задумке игра The Game of Life должна отражать все жизненные события человека: вот он женился, вот пошел в колледж, растит детей, работает, покупает дом.

В самой свежей версии игры появились профессии: изобретатель, секретный агент, модный дизайнер. На карточке изобретателя нарисован карандашный эскиз космической ракеты и кофе (как будто именно они олицетворяют изобретения). У секретного агента на карточке — увеличительное стекло, чемоданчик и маскировка. Насколько часто настоящие секретные агенты пользуются этими вещами? Разве нельзя использовать в качестве увеличительного стекла смартфон?

Джулиан Ассанж не был “секретным агентом”, скорее он был серьезным хакером. И делал свое дело, сидя за компьютером — как я, когда пишу это, и, возможно, как вы, когда читаете.

А как насчет профессий, которые не существовали 10 лет назад? Специалист по поиску информации для маркетинговых исследований. Эксперт по представителям поколения 2000-х. Менеджер по работе в социальных сетях. Как будут выглядеть их карточки в Game of Life? Какие картины будут представлять себе дети, фантазируя, кем хотят стать, когда вырастут?

0*H2lkRFDSfma7haoA.Образы нужны нам, чтобы познавать мир, чтобы стремиться к чему-то в будущем, чтобы планировать свой день. Это часть нашей человеческой природы, часть присущей нам потребности в общении. Если мы идем по пути визуальной гомогенизации, нужно задуматься, как это повлияет на нашу систему представления.

Возьмем самое абстрактное и сложное понятие: любовь. Кстати, у любви, пожалуй, самый универсальный и распространенный символ — сердечко. И хотя у символа не вполне понятное происхождение, сегодня мы используем его в куче ситуаций: от “думаю о тебе” и до “прости меня” и “это круто”. Сегодня этот символ стал универсальным, гибким и вездесущим.

Дизайнеры, конечно, должны реагировать на изменения, происходящие в мире образов. Но вспомним историю про Линкольна — если образ отпечатался у людей в памяти, бывает сложно перепрограммировать его на новый. Все зависит от того, как реагирует аудитория.

  • Александр Жарков

    иконки — это как дорожные знаки, то что на знаке «дорожные работы» изображен мужик с лопатой, а не экскаватор или бульдозер, никого не смущает. Это знакомый и привычный всем образ.

    иконка фотоаппарата – такая и люди к ней привыкли, никого не парит что фоткают на смартфон. Пока эта иконка используется как фотоаппарат, всем она будет понятна. Иконка «лупа» понятна всем, несмотря на то, что многие и лупу то не видели в жизни.

    так что все описанное выше – высосано из пальца

    • Александр

      при разговоре с заказчиком первое что становится понятно: то что очевидно вам, не очевидно заказчику.
      пример: когда заказывая иллюстрации просили иконки и никак не могли утвердить.
      высосано из пальца или нет — допустим вы правы, но проблематика существует.
      так видя интерфейс в наколенных сборках андроида действия скрывающиеся под иконками не только не однозначны, они ещё и не всегда предсказуемы)

  • Стоит всего-лишь один раз прочитать научную работу связанную с символами и все пробелы в этой теме исчезнут. Одновременно есть общая символика, и одновременно её нет. Подписывайте иконки — наверное это единственное, что абсолютно точно в этом вопросе.

  • Mikhail Gusev

    есть предметы и есть символы. Пиктограмма не отражает конкретный предмет, а передает символ. Поэтому стопка иконок смартфонов это лукавство. В самом интерфейсе смартфона есть иконки и телефона с классической трубкой, и фотоаппарата с большим объективом и вспышкой. Никого это не смущает, можно не знать что это за предмет, но знать его значение. Когда вы последний раз сохраняли файлы на флоппи диск и что-то искали лупой?

  • Svetlana Malikhina

    Я, видимо, что-то упустила, но я не поняла, зачем там в конце присутствует Сью Уолш, её курс и какая-то информация о ней.

    • Olga Mo

      Как видно из описания она Автор этой статьи)

  • Maks Evsiukov

    Мало кто из молодых знает как выглядит дискета, но все они скорее всего узнают иконку «Сохранить». Нужно ли им знать как выглядит дискета, чтобы узнать иконку сохранить? не думаю.

  • вокер к.креков

    Не убедила…

Дальше — большe

Идеи, которые нас вдохновляют, видео-интервью и переводы исследований, которые были нам полезны в процессе работы.

20 октября 2016

Карточки — сильнейший тренд веб-дизайна в 2016 году

28 августа 2017

Смерть от гамбургера

11 августа 2015

«Счастливый пользователь — это, конечно, круто, но к счастью должна прилагаться взаимная выгода»

19 января 2017

«Не слушайте пользователей!» и ещё четыре мифа о юзабилити-тестированиях

20 мая 2016

Интуиции недостаточно: для успешного дизайна нужны данные

19 декабря 2016

Разрушаем шесть мифов о веб-лейаутах