9 июля 2018

Квартирник на сто человек: какой должна быть рабочая атмосфера в дизайн-студии

Основатель AIC Сергей Попков рассказывает, как работать в дизайн-студиях, где всегда царит дух лёгкого треша

Стабильность, порядок, жёсткая модель управления — это всё не про них. Но работать как-то надо, и чтобы настроить правильную атмосферу в команде, приходится искать свой путь. Станет проще, если условно обозначить воспитательные процессы как метод кнута и пряника. Первая часть как раз про пряник: квартирник, вечеринки и сосисочные.

Очередное заседание Клуба анонимных дизайнеров, 2017 год

AIC прошла путь от одного дизайнера до пятидесяти под одной крышей. Надо сказать, попытки искать правду в модели управления творческим коллективом всегда были острыми и больными. Жить в ощущении коммуналки с творческими соседями — не похоже на мечту создать что-то прибыльное и стабильное. Но как только начинаешь наводить порядок, эти дизайнеры разбегаются из заповедника, как тараканы.

Когда AIC была меньше, мы пытались ввести жёсткую дисциплину. Например, чтобы заставить людей приходить вовремя, придумали книгу учёта: кто-то приходит первым, пишет номер, своё имя и время — остальные записываются за ним. Кто приходит последним, тот выносит мусор в конце дня.

Тогда ничего не получилось: история кнута для дизайнеров оказалась нерабочей. Всегда находилась тысяча причин, почему я вчера засиделся до двух ночи в поисках идеальной концепции и, конечно же, сегодня пришёл позже всех. И за этот подвиг вы заставляете меня выносить мусор?

Мы росли и искали модель правильной структуры. Модель порядка. Специализацию. Чтобы искоренить творческий хаос. Ну или хотя бы приручить его. Потому что дизайн-студия это всегда «квартирник», а это очень неуправляемая модель.

Большинство дизайн-студий — это компании до 20 человек. Потому что именно в таком формате они остаются камерными, уютными, хипстерскими. Такими, что дизайнеры хотят приходить и творить здесь круглыми сутками. Это можно ещё назвать «атмосферой стартапа».

Многих основателей новых дизайн-студий такая модель сильно прёт. Это определённая фаза в развитии, и она, безусловно, должна быть.

Это забавно, но у нас в компании под 100 человек до сих пор кто-то спит ночью в офисе. Про пятничные пьянки я вообще молчу. Мы самый «буйный» арендатор в здании. На нас пишут жалобы стабильно раз в месяц. У нас расписанные большими надписями стены. Это всё кусочек той квартиры AIC на 20 человек. Безусловно, этой «особой атмосферы» стало гораздо меньше, чем раньше. Но она всегда будет в каком-то виде — её нельзя убивать.

Летнее досугово-развлекательное мероприятие для новых 25 дизайнеров AIC, 2017 год
Доска в офисе с аналоговыми «Историями»
Последствия вечеринки в офисе AIC. Так никто и не вспомнил, как этот дорожный знак оказался в студии
Просто пятница. Час ночи. 2015 год
Подпольный покер в офисе AIC, 2015 год
1
1
1
1
1

Но треш и угар сами по себе, а чтобы поддерживать жизнь такой немаленькой студии, нужен стабильный поток заказов и денег.

Любой уютный творческий хаос приходит к порядку — если студия хочет работать с крупными клиентами и выигрывать гостендеры, например. Естественно, нужна дисциплина и достойный уровень клиентского сервиса. Приходится меняться.

Мы выбрали специализацию, UX и UI и финансовый сектор. Здесь нужно куда меньше творчества: сценарии, аналитика, длинные проекты. И как приятный бонус — почасовая оплата нашего труда.

А ещё провели множество управленческих изменений. Ввели учёт рабочего времени на Harvest, еженедельную отчётность, спринты. Стало лучше: менеджмент и клиенты довольны, выручка растёт, финансовое планирование, показатели. Всё как у взрослых.

И всё-таки истории про дисциплину — это не про дизайн.

Даже когда вы занимаетесь UX, где всё чётко и предсказуемо, в один момент вдруг понимаете, что это невероятно скучная рутина. Дизайнеры всё ещё не инженеры. Время от времени им нужно больше хаоса и творчества. Их абсолютно не интересует рентабельность проекта. Даже удовлетворённость клиента.

Их часто интересует лишь собственное творческое эго.

Выиграть тендер, запилить концепт чего-нибудь на Behance и взять синий шильдик. Попасть на главную Dribbble или выиграть на Awwwards. Иногда (да ладно, всегда) для дизайнера это в десять раз круче, чем согласовать очередную страницу заявки или банковский калькулятор. Или получить премию «за хорошую посещаемость».

В общем, иногда лучше отойти от аналитики и взять не свою тему, включить креатив и сделать круто, весело и задорно.

Именно баланс между порядком и хаосом даёт нужную атмосферу в команде.

Этот баланс складывается из нескольких факторов.

№0: сосисочная

Есть проекты, которые по специализации нам давно не подходят. Но они чертовски творческие, там есть дух того самого безудержного креатива, вызова. Часто они находятся для нас на грани рентабельности или даже убыточны. Но мы выбираем самые интересные и берёмся их делать. Просто чтобы дать сильным дизайнерам разрядку.

Такие проекты мы называем «Сосисочные». Это как фастфуд: вредно, калорийно, но чертовски вкусно. Бессмысленно с точки зрения пользы, логики, удобства и дизайна. Но это крутая графика, спецэффекты — жир! Дизайнерам иногда этого очень не хватает.

Жирный кейс для сайта юридической фирмы Sharp, который собрал более 7000 лайков

Сюда же можно отнести наши сумасшедшие кейсы на Behance. Тендерные ролики, которые мы делаем сверх нормы. В выходные. Ночью. Чтобы также поддерживать творческий дух лёгкого сумасшествия.

Кейс-ролик нового сайта «РайффайзенБанка»

№1: доверие

Это история о том, как арт-директор перестаёт делать всё сам и начинает доверять своей команде. До тех пор, пока этого не произойдёт, дизайнеры не будут развиваться. Потому что:

Дизайнеры не будут получать знаний от руководителя. В такой ситуации арт-директор не выполняет своих прямых обязанностей (наставничество, обучение, развитие, стимулирование), а выполняет роль «главного дизайнера». Получается так, что команда бесконечно топчется на месте — да, она в итоге выдаёт хороший продукт, потому что арт-директор тащит, но стоит ему отойти в сторону, как всё разваливается.
Арт-директор не может нормально всё контролировать. Пока ты сам барахтаешься в текучке, очень сложно поднять голову над поверхностью и посмотреть, что там и как. В итоге страдает результат.
Что произойдёт, если начать доверять команде? Первое время будет сложно, потому что не все сразу делают то, что от них хотят. Поэтому приходится перебарывать себя, объяснять несколько раз, не отбирать, чтобы сделать самому. Но со временем всё получается, и приходит понимание, что это единственный верный путь.

№2: ДНК компании

О ДНК компании можно говорить, когда у неё появляются внутренние ценности. А они в свою очередь идут от арт-директора. На этапе становления веб-студии закладываются какие-то мелочи вроде походов в бар по пятницам или треша на планёрках, которые в будущем сформируют свою культуру.

Стоит этой дизайн-культуре установиться в пределах начальной команды, и в будущем она будет задавать направление всей студии. Когда вы решите расширяться и появятся новые люди, они сами поймут, что можно делать, а что нельзя. Внутренние ценности регулируют все процессы в компании.

Постер-приветствие на двери в отдел аналитики AIC, 2017 год
Арт-директор AIC Тимофей Чёрный и его настенная живопись, 2014 год
Красный кожаный iMac и рабочее место Филиппа Соломина, арт-директора AIC, 2011 год. «Моё рабочее место с блэкджеком и шл*хами», — как поговаривал Филипп
Дизайнеры AIC организовывают ситуационный мавзолей из остатков одежды арт-директора Тимофея Чёрного, 2012 год
1
1
1
1
1
1

С другой стороны, существуют процессы, способные изменять ДНК. Так было в AIC, когда мы выросли за год в два раза. Стало действительно много дизайнеров, что не всем нравилось. Некоторые хотели, чтобы мы оставались таким бутиковым агентством, но критерии нашего развития не совпадали с этим: была возможность развиваться, и мы развивались.

В итоге мы потеряли несколько наших крутых дизайнеров, потому что они не смогли смириться с реальностью. Как и все большие компании, мы начали работать по другим стандартам — например, ввели тот же учёт рабочего времени.

На этом первая часть про атмосферу в дизайн-студии заканчивается, и мы подходим к образованию, передаче опыта и организации работы с клиентами. Вторая часть совсем скоро.

Дальше — большe

Идеи, которые нас вдохновляют, видео-интервью и переводы исследований, которые были нам полезны в процессе работы.

4 июня 2018

Быстрые UX-исследования в Google

aic

28 августа 2017

Смерть от гамбургера

20 октября 2016

Карточки — сильнейший тренд веб-дизайна в 2016 году

19 марта 2018

Распространенные ошибки в прототипировании и как их избежать

aic

27 августа 2017

Время UX-писателей

3 апреля 2018

Как презентовать свой проект владельцам бизнеса

aic